Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Опубликован September 2025

118

64

Карагандинский Технический Университет имени Абылкаса Сагинова

e-mail: atkchild@gmail.com

Bio
×

Руфина Шарипова

Шарипова Руфина Мнировна  -  магистр философских наук, старший преподаватель, НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова», г.Караганда, Республика Казахстан;

Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова

Bio
×

Динара Шорманбаева

Шорманбаева Динара Госмановна - доктор философии PhD, НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова», г.Караганда, Республика Казахстан;

Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова

Bio
×

Евгения Ивлева

Ивлева Евгения Николаевна  - магистр социальных наук, старший преподаватель, НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова», г.Караганда, Республика Казахстан;

Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова

Bio
×

Анастасия Сиводедова

Сиводедова Анастасия Васильевна  -  магистр социологии, старший преподаватель, НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова», г.Караганда, Республика Казахстан;

Аннотация

Развитие межэтнических отношений рассматривается как один из важнейших факторов демократического поступательного развития современного государства. В условиях Республики Казахстан межэтническое согласие, укрепление взаимопонимания и поддержание этнокультурного многообразия являются базовыми принципами государственной политики. Вся система социализации казахстанского общества ориентирована на идею единства в многообразии, формирование культуры взаимного уважения, толерантности и мирного сосуществования различных этносов. Цель исследования - изучение и анализ ценностных установок в межэтническом контексте, а также уровня знания культуры, традиций и обычаев своего этноса в условиях полиэтнической студенческой среды. Исследование проводилось в соответствии с классическими методологическими подходами социологических опросов. В его основу легли положения, сформулированные как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе по вопросам межэтнических отношений, этничности, этнической идентичности, традиционных культурных практик, толерантности и интолерантности. Инструментарий исследования включал стандартизированную анкету, разработанную на государственном и русском языках. Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством онлайн-опроса. По результатам анализа установлена устойчивая взаимосвязь между уровнем образования и знанием культуры, традиций и обычаев своего этноса. Каждый четвертый респондент оценивает уровень своих знаний в данной сфере как высокий, половина - как хороший. Такая положительная динамика прослеживается во всех ключевых социальных и этнических подгруппах выборки. Значимость этнокультурных норм и ценностей также представлена на высоком уровне: для каждого третьего участника опроса они имеют приоритетное значение, ещё для половины респондентов  - существенную ценностную роль. Более 50% опрошенных отмечают потребность в регулярном общении с представителями своей этнической группы, которую они реализуют преимущественно через семейные связи, общение на родном языке и участие в деятельности этнокультурных центров. Кроме того, доминирующее большинство респондентов выражают чувство гордости за свою этническую принадлежность, что свидетельствует о высоком уровне позитивной этнической идентичности, сохранении культурной преемственности и эмоциональной привязанности к этническому сообществу.

pdf (English)
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Шарипова, Р. и др. 2025. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки. 91, 3 (сен. 2025), 40–52. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6270.2025.91.3.003.