Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки

ПОНИМАНИЕ МОТИВАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛ

Опубликован June 2025

80

75

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

e-mail: meru_12_12@mail.ru

Bio
×

Меруерт Шнарбекова

Шнарбекова Меруерт Какпанбаевна – PhD,  ассоц. профессор кафедры социологии и социальной работы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, Алматы, Республика Казахстан

Казахский национальный женский педагогический университет

Bio
×

Ултай Муталип

Муталип Ултай – магистр социол. наук, зам. директора Института социально-гуманитарных наук и искусства, Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Республика Казахстан

Аннотация

В статье анализируются идеи и концепции как классических, так и современных социологов относительно мотивации профессионального выбора старшеклассников. За годы независимости в Казахстане в сфере профессионального образования на национальном уровне произошли множество качественных и количественных изменений, направленных на соответствие международным стандартам. Эти изменения оказывают влияние и на профессиональный выбор старшеклассников. Актуальность исследования мотивации профессионального выбора связана с тем, что в условиях современного казахстанского общества профессиональное образование является не только обязательным условием социальной мобильности, но и, обеспечивает экономическое развитие страны, улучшает благосостояние и социальный статус личности, а также способствует преодолению неравенства.

В статье представлены результаты опроса, проведенного в 2023 году во всех регионах Казахстана, включая крупные города такие как Астана, Алматы, Шымкент, Семей и Павлодар. В выборку данного исследования были включены старшеклассники 9-х и 11-х классов, всего 1156 респондентов. Выборка охватывает учащихся городских и сельских школ, частных (платных) и государственных школ, а также общеобразовательных и специализированных учебных заведений. Цель исследования – анализ классификации мотиваций выбора профессии и сравнительный анализ мотивации профессионального выбора старшеклассников по различным профессиям.

В ходе исследования мотивации старшеклассников при выборе профессии были объединены в пять групп: 1) «ориентированность на интерес», 2) «ориентированность на карьеру», 3) «ориентированность на социальный статус», 4) «ориентированность на семью» и 5) «ориентированность на доступность». Влияние и степень воздействия этих факторов были отдельно проанализированы и выявлены особенности для учащихся, планирующих выбирать гуманитарные, медицинские, технические, экономические и военные профессии.

pdf (English)