Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Опубликован June 2025

74

60

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

e-mail: azhar.adiko@gmail.com

Bio
×

Алтынай Кыркымбекова

Кыркымбекова Алтынай Тастанбековна  –  докторант, Казахский национальный педагогический  университет имени Абая,  г. Алматы,  Республика Казахстан;

Эгейский университет

Bio
×

Мехмет Акиф Эрдогру

Мехмет Акиф Эрдогру – PhD, профессор факультет литературы,  Эгейский университет, г.Измир, Турция.

Аннотация

В динамичной сфере высшего образования информационные технологии стали трансформационной силой, значительно влияющей на развитие личности студентов. Данное исследование изучает многогранную связь между интеграцией технологий и когнитивным, социальным и эмоциональным ростом студентов в условиях высших учебных заведений. Анализ охватывает влияние цифровых образовательных платформ, онлайн-ресурсов, инструментов для совместной работы и аналитики данных на формирование личности, освещая как положительные, так и сложные аспекты.

Цель исследования — предоставить более глубокое понимание того, как информационные технологии формируют личности студентов, помогая развивать критическое мышление, навыки сотрудничества и инструменты для творческого решения задач. Эти качества необходимы для успеха в современном рабочем мире и способствуют адаптивности в быстро меняющемся мире. Однако такие проблемы, как увеличение экранного времени, цифровые отвлечения и потенциальная социальная изоляция, подчеркивают необходимость сбалансированной интеграции технологий.

Для достижения всестороннего понимания применялся смешанный метод, объединяющий количественные данные из опросов, академических метрик и статистики использования технологий с качественными данными из интервью и отзывов студентов, преподавателей и администраторов. Этот методологический подход позволил отразить сложную динамику влияния технологий на развитие личности.

Результаты исследования показывают, что, несмотря на преимущества технологий в доступе к знаниям и интеллектуальном росте, существует озабоченность по поводу физического и психического благополучия студентов. Исследование подчеркивает важность развития межличностных навыков и ответственного взаимодействия с цифровой средой для смягчения этих проблем.

Исследование выступает за сбалансированный и осознанный подход к интеграции технологий, адаптированный к индивидуальным потребностям студентов. Учреждения высшего образования должны стремиться создавать среду, которая гармонизирует технологические достижения с гуманистическими ценностями, обеспечивая развитие всесторонне образованных, социально активных и эмоционально развитых личностей. Оптимизация использования технологий позволит обогатить опыт студентов и способствовать их целостному личностному и интеллектуальному развитию.

 

pdf (English)