В данной статье рассматривается роль специалистов — психологов, логопедов и педагогов — в социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра в Казахстане. Целью исследования является оценка того, как профессиональные вмешательства влияют на интеграцию детей с расстройствами аутистического спектра в общество, а также выявление основных проблем, с которыми сталкиваются как специалисты, так и семьи. Исследование основано на качественных методах, включая структурированные интервью, проведенные со специалистами, работающими в специальных образовательных центрах Алматинской области. Результаты выделяют несколько основных проблем, с которыми сталкиваются дети с расстройствами аутистического спектра, включая коммуникативные барьеры, трудности сенсорной обработки, общественные заблуждения и институциональные ограничения. Результаты подтверждают гипотезу о том, что специализированные вмешательства положительно влияют на социальную адаптацию детей с расстройствами аутистического спектра. Однако исследование также подчеркивает острую необходимость в повышении осведомленности общественности, улучшении профессиональной подготовки и усилении институциональной поддержки. Это исследование вносит вклад в научное понимание вмешательств в расстройства аутистического спектра в Казахстане, предоставляя эмпирические данные об эффективности текущих практик и остающихся пробелах. Исследование подчеркивает необходимость многогранного подхода, интегрирующего образование, здравоохранение и социальную политику для содействия в развитии инклюзивного общества. Эти результаты могут быть полезны педагогам и специалистам в области психического здоровья, стремящимся разработать комплексные системы поддержки для детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, также государственным служащим, работающим в этой области.
ВЫЗОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КАЗАХСТАНЕ: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Опубликован September 2025
153
101
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра
социальная адаптация
индивидуализированное вмешательство
сенсорная интеграция
инклюзивное образование
поведенческая терапия
проблемы общения
Как цитировать
[1]
Дуйсенова, С. и др. 2025. ВЫЗОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КАЗАХСТАНЕ: КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки. 91, 3 (сен. 2025), 24–39. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6270.2025.91.3.002.

