Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИИ НА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Опубликован September 2025

80

46

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

e-mail: manshuk_nur91@mail.ru

Bio
×

Маншук Туктибаева

Туктибаева Маншук Ерсиновна - докторант 3 курса специальности Социология и социальная работа, факультет Философии и политологии, Казахский национальный университет им. Аль-фараби, г.Алматы, Республика Казахстан;

Университет штата Флорида

Bio
×

Минг Цуй

Минг Цуй - PhD, профессор Университета штата Флорида, г.Таллахасси, шатат Флорида, США;

Казахский Национальный Женский Педагогический Университет

Bio
×

Султанкожа Амитов

Амитов Султанкожа Абдукадырович – кандидат социологических наук, ассоциированный профессор,  Казахский Национальный Женский Педагогический Университет, г. Алматы, Республика Казахстан;

Аннотация

Целью данного исследования является анализ методологии социологических исследовании влияния структуры семьи на социализацию и поведения детей в различных культурных контекстах. Особое внимание уделено изучению методологии социологических исследовании жизни детей в неполных семьях в Европе, США и Азии, а также выявлению факторов, которые могут смягчить негативные последствия.

Методологическая основа исследования  включает в себя литературный обзор 42 источников европейских, американских и азиатских ученых в области социологии, сравнительный анализ методологических подходов, а также изучение эмпирических данных предыдущих исследований. Применены методы контент-анализа научных публикаций, сравнительно-исторический анализ и сопоставление национальных стратегий социальной поддержки семей.

Результаты исследования показывают, что дети воспитывающиеся в неполной семье чаще сталкиваются с социальными, эмоциональными и образовательными трудностями. Государственная поддержка (финансовая помощь, образовательные услуги, психологическое консультирование) снижает их негативные последствия.

Развитая европейская система социальной защиты, состоящая из комплексных мер поддержки родителей-одиночек и образовательных инициатив, минимизирует негативные последствия. В США уровень социальной помощи варьируется в зависимости от экономического статуса семьи и штата. При этом исследования подчеркивают влияние семейной структуры на когнитивное развитие и стабильность среды. В Азии расширенная семья играет важную роль в адаптации детей, но в некоторых странах социальная стигматизация неполных семей усложняет их социализацию.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении ключевых факторов, влияющих на поведения детей из неполных семей. Результаты работы могут быть использованы в социологических, психологических и педагогических исследованиях, а также при создании стратегий социальной поддержки семей в условиях современных демографических изменений.

pdf
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Туктибаева, М. и др. 2025. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИИ НА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Социологические и политические науки. 91, 3 (сен. 2025), 174–197. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-6270.2025.91.3.011.